/_wave_001_files/baner_ks_004fr.jpg

Что мы знаем о йоге?

    И почему мы отожествляем йогу с особым религиозным учением или с оккультным ритуалом?


Мы живем в мире огромных скоростей, постоянно увеличивающего потока информации, ежедневных стрессов и дисстрессов. Все это создает реальную угрозу стабильности здоровья людей. Становится очевидной необходимость пропаганды, изучения и освоения нетрадициционных методов оздоровления, таких как йога, цигун, тайцзыцюань и т.д. В сложившихся условиях гиподинамии, все возрастающего темпа жизни и ухудшающейся экологической обстановки, занятия по системе Хатха-йоги показаны в том или ином объеме. Йога более всего необходима работникам умственного труда, ведущим мало подвижный образ жизни и часто находящимся в эмоциональном напряжении по характеру своей работы. В частности Хатха-йога и ее фрагменты часто используются, в качестве вспомогательного средства для борьбы со многими хроническими заболеваниями и зачастую приводит к полному выздоровлению. Так как ее оздоровительное действие упражнений (асан) направлено на нормализацию работы основных жизненно важных органов и систем организма. Занятия Хатха-йогой так же восстанавливают гибкость и эластичность позвоночника, являясь отличным средством борьбы с остиохандрозом, скалиозом, диабетом. Нормализуют обмен веществ, способствуют устойчивому снижению артериального давления, нормализуют работу желудочно-кишечного тракта, тренируют сердечно- сосудистую систему, нормализуют вес тела, останавливают процессы преждевременного старения организма. Тот факт, что эти уникальные знания дошли до нас из глубины веков, подтверждает их жизнеспособность и органическую связь человека с окружающей природной средой обитания.

К глубочайшему сожалению у значительного количества людей сложилось неправильное представление об этих уникальных оздоровительных системах Востока как о разновидности религии или оккультных ритуалах. В средствах массовой информации встречаются публикации зачастую некомпетентных авторов, которые не имеют научного понятия об этих древнейших системах. Конечно, можно с улыбкой воспринять утверждение автора статьи, например опубликованной в популярном еженедельнике «Аргументы и факты», который считает, что смысл йоги – это умение достать языком до уха. Кроме того, появляются доморощенные секции и группы, занимающиеся йогой и медитацией, деятельность которых в большинстве своем приводит к непоправимым последствиям для здоровья занимающихся, как результат безграмотного и непрофессионального руководства и не соблюдение основных этических принципов и норм йоги. Во многих, так называемых «школах йоги», совершенно не понимают и не принимают базис философско-мировозренческой основы йоги – «санхью». Йогу и Санхью нельзя отожествлять ни в коем случае, хотя на протяжении многих веков они развивались параллельно. Но при этом дополняя, и одновременно протекцинируя друг друга. Дело в том, что Сахья – это теория и идеология йоги. А йога, в частности хатха-йога – это практика со специальными упражнениями. Основателем хатха-йоги является древнеиндийский мудрец Патанджали (2 век до нашей эры), который в своем трактате «Йога Сутра», собрал и систематизировал все то, что было известно и практиковалось в многочисленных закрытых ашрамах (храмах) и монастырях. Основатель уникальной системы йогизма, посредством специальных физических упражнений, считал, что возможно достижение психической и психологической эволюции человека через постепенное и управляемое изменение его физической природы и сознания. ( Е. Блаватская «Из пещер и дебрей Индостана» 1912г.)

Краткие философские изречения – сутры, до сих пор являются определенными зашифрованными источниками колоссальной информации, которые раскрываются только «посвященным» и только поэтапно, поэтому многим недоступен контекст «Йога Сутры», а если доступен, то лишь в малом.

Нужно отметить, что практика любого вида йоги, отличается своей детерминированностью и последовательной поэтапностью, поэтому ее называют восмиступенчатой.

До конца 19 века йога не была известна на Западе, но благодаря деятельности известных йогов и философов Индии, как Свами Вивекананда и Свами Рамаяна, были основаны в Америке и Европе многочисленные ашрамы, где практикуется йога. В связи с чем, йога стала молниеносно распространяться во всех странах мира. Сегодня проблемами нетрадиционных статических и динамических систем оздоровления, их изучением с последующими апробациями, занимаются многие научно-исследовательские институты мира. Академик П. Анохин в статье «Союз науки и тысячелетнего опыта» писал: «Даже простейшие упражнения йогов приносят большую пользу, и если бы эта система имела серьезные недостатки, она не смогла просуществовать тысячелетия, поколения отбросили бы ее за ненадобностью». Примерно также отзывались об потенциальных возможностях йоги такие видные ученые, как члены корреспонденты Академии Наук России профессор Б. Фердель и профессор С. Капица, академик А. Обросов и Ф. Талызин. Многие просто не знают, что древнеиндийская оздоровительная система «Аюрведа», является неотъемлемой частью Йоги и полностью взаимозависима и базируется на законах Санхьи. К примеру, в современной Индии хатха-йога введена как обязательная дисциплина учебной программы любого учебного заведения, как школ, так и колледжей. А так же активно используется при общефизической подготовке в полиции и армии. Йога – это не просто система физических упражнений, это, скорее всего образ жизни в гармонии с окружающей природной средой и определенный уровень мировоззрения. Это путь достижения физического, психического, интеллектуального и духовного совершенства, красоты тела и долголетия. Многим европейцам, посетившим Индию, при встрече с йогами бросается в глаза их необычайно моложавый вид. Е. Блаватская в своих путешествиях по Индии описывала йога, которому было около 75 лет, но при этом он выглядел всего лишь на 35. Так, например, Нанси Феллах и Майкла Волана в книге «Йога для женщин» писали, что тибетский йог Ху Пой, гуру Майкла Волана, выглядел на 35-40 лет, тогда как ему на самом деле было далеко за 70. Даже крупные специалисты медицины могут серьезно ошибиться, определяя возраст йога. При сосудистой диагностике показывает, что у регулярно занимающихся йогой кровеносные сосуды значительно эластичней и моложе своего возраста.
Под здоровьем йога понимает не только факт устранения болезни, но и ощущение радости и полноты бытия, а также способность к ежедневному труду без состояния лени и тяжести. Леность и грузность уже считаются психофизическими нарушениями. Болезнь по йоге – есть отклонение от состояния равновесия и баланса, а также нормального функционирования физического тела и психики Неправильное отношение к йоге возникает у некоторых людей от незнания и непонимания основ философии и основных этических норм йоги. В эту этику входит неукоснительное соблюдение определенных правил и предписаний. Одним из главнейших законов йоги является «Ахимса» - это не причинение зла, вреда в мыслях, словах и действиях. Искоренение в себе осуждения, ненависти, зависти и невежества – основные принципы идеологии йоги. Второй закон «Сатья» - недопущение лжи и обмана. Не случайно на гербе Индии, на санскрите начертаны слова «Сатья эва джаяте», что означает «Истина побеждает всегда».
Для занимающихся йогой несоблюдение установленных в йоге законов и заповедей, как правило, приводит к возникновению различных проблем, как в личной жизни, так и со здоровьем. Основное в этой системе – развитие положительных качеств, заложенных природой в человеке. Если нарушаются эти правила, мысли становятся беспокойными, появляется неуверенность, страх, нервозность, что приводит к расшатыванию эмоций и как следствие всего этого к различным заболеваниям. Йогические упражнения имеют как защитное (от стрессов и дипрессий), так и лечебно-оздоровительное действие. Они помогают достичь естественным путем баланса на обменном и нейрогормональном уровне, создавая, таким образом, мощный заслон против стрессов. В лечении заболеваний связанных со стрессом (гипертония, диабет, астма, ожирение), йогическая практика дает замечательный эффект. Його-терапия - это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью специальных физических упражнений (асан), дыхательной гимнастики йогов (пранаямы), очистительных процедур (крий), правильного сбалансированного питания и поэтапной релаксации. Счастье каждого человека заключается не только в накоплении материальных средств, а в умении управлять своими желаниями и эмоциями для достижения душевного спокойствия и психического равновесия.


Узбекистан, Самарканд, «Йога Садхана Ашрам» 17 июля 1999 года

Данная статья была написана в честь основания в Узбекистане первого «Йога Садхана Ашрама»

Доктор индо-тибетской медицины, магистр биомагнитологии и психотроники, йог Комаров Александр
Примечание: Публикации и использование ссылок на данные материалы только с разрешения автора. Авторские права полностью сохранены.

Автор Комаров Александр


На главную страницу

Hosted by uCoz